«Сейчас многие умирают от запущенного здравого смысла и с большим опозданием узнают, что наши ошибки – это единственное, в чем нам не приходится раскаиваться перед смертью». Оскар Уайльд
«Здравомыслие можно было бы определить как синтез безумий...» Бертран Рассел
Давайте
сыграем с Вами в игру под названием «Ультиматум». Допустим, есть 100 долларов
(или евро, если Вам это ближе). Допустим также, что эти деньги я должен
разделить с Вами, причем могу отдать всю сумму, предложить любую её часть или
не дать вообще ничего. Если Вы примите предложение, мы оба получим оговоренные
суммы, если отвергните – оба останемся ни с чем. Итак, предлагаю 100$. Хотя
нет. Хватит и 50$. Согласны? Впрочем, может быть, Вас устроят 30$? А может
быть, возьмёте только 1$? Видите ли, с точки зрения здравого смысла, получатели
обязаны принимать любое предложение выше нуля. Но все ли предложения Вы примете?
В
сотнях подобных экспериментов, проведенных в индустриальных обществах,
большинство игроков предлагали разделить деньги пополам, а предложения меньше
30 долларов, как правило, отвергались. Экономисты сочли подобное поведение
весьма странным, так как оно явно противоречило общепринятому понятию
экономической рациональности. Модель рационального «хомо экономикуса» не
работала.
Это
вовсе не кажется вам грандиозным научным открытием? По-вашему, «кабинетным» экономистам
следует всего-навсего чаще выбираться в общество? А как быть с тем, что почти
90% автовладельцев считают своё вождение машины лучше, чем у других?
Если
Вы засомневались в здравом смысле, то Вы не одиноки. Дункан Уоттс, автор книги
«Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос»,
развенчивает миф о непоколебимости здравого смысла. Несмотря на колоссальные
преимущества рассуждений о человеческом поведении с позиций здравого смысла, все
люди совершают ряд ошибок, являющихся систематичными и распространенными.
Обращаясь
к более «фундаментальным» материям, Дункан Уоттс развенчивает миф о численной
предсказуемости в построении бизнес-стратегий. Автор подвергает критике тезисы
о предсказуемости общественной реакции на заявления влиятельных персон, об
осмысленности продвижения продуктов через рекламу «властителями дум».
Таким
образом, эта книга о том, как наши убеждения, заложенные образованием и
подкрепленные жизненным опытом, мешают нам принимать рациональные и взвешенные
решения, строить правильные стратегии и осознавать свой выбор.
В
общем, стоит прочитать эту книгу, написанную необычайно здравомыслящим (или,
лучше сказать, умным?) человеком. Тем более, что всё становится очевидным
только тогда, когда уже всё растолковали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий