"Дорогой друг, а пишу Вам это письмо..."
Отрывок из вступительного
текста к книге «Письма к Андрею»:
«...То, что вы прочтете далее — это... А что
это? Это точно не теоретические статьи. В этих письмах нет и намека на теорию.
Это не манифест и даже близко не манифест. Набор ли это эмоциональных
банальностей? Возможно! Эмоций и банальностей в этих письмах хватает. Но мне
хочется верить, что Андрею Тарковскому было бы радостно прочитать мною
написанное. Для него там ничего нового нет. Где-то я почти копирую его стиль.
Где-то почти повторяю им сказанное. Это я знаю. но на некоторые поставленные им
вопросы я все же даю ответы. Удовлетворили бы они его или нет — не знаю.
Сомневаюсь.
Я о другой радости...
Лично я был бы рад получить
письмо с попытками ответить на поставленные мною вопросы. Я написал то, чем
хотел бы поддержать человека, живущего искусством! Почему? А потому что он,
Андрей, сам поддерживал и поддерживает меня в моей к искусству любви. Он своей
жизнью, своими картинами, своими текстами, своими высказываниями, поступками и
даже снятыми им полароидными снимками помог и помогает мне удержаться от соблазнов
и безумия. Он позволяет мне ощущать призвание читать, видеть, слышать и
чувствовать произведения искусства, создавать искусство как важнейшую
человеческую способность и важнейшее переживание. Кто-то может обидеться на
мною написанное, и даже наверняка обидится. Этого я хотел меньше всего, когда
писал свои письма.
Кто-то откажет мне в праве
так и писать и так рассуждать... Что ж?! Имеет полное право! Я же писал о
любви. Прежде всего о любви к жизни... А потом уже об искусстве.
Кому я написал? Андрею Тарковскому?
Андрею Рублеву? Художнику? Зрителю? Читателю?.. Не скажу. Не знаю. Я написал
письма, которые не ведаю кому и как попадут в руки и на глаза. Не знаю, как и в
ком они отзовутся и отзовутся ли вообще.
Но я написал их в надежде
поддержать того, кто любит... Любит читать или писать, смотреть или снимать,
исполнять или слушать... Любит искусство, любит жизнь, и кому нужна поддержка в
этой любви.
Мне лично поддержка нужна...
Вот я и написал...
Андрею».
И написал так, что оторваться
невозможно. И только перевернув последнюю страницу, вдруг понимаешь, что в тебе
перевернулось твое представление об искусстве, о художнике, и мир вокруг
почему-то стал совсем другим только от того, что Гришковец написал эту книгу.
На самом деле «Письма к
Андрею» не читаются залпом. Они требуют смакования, как хорошее выдержанное
вино. Каждое письмо – это глубокое, внутреннее переживание автора, его самое
сокровенное. И каждое письмо, как маленькая ступенька к еще более глубокому
пониманию роли искусства, роли художника в жизни общества.
Самое главное, что в книге
нет ни нотки морализаторства, назидания, утверждения своей правоты. Это просто
мнение, частное мнение автора, которое он решил вынести на суд читателей.
Стоит читать – однозначно.
P.S. Только я закончила писать свой опус, как мне в руки попал первый
за 2013 год номер «Литературной газеты» с разгромной рецензией. http://www.lgz.ru/article/20679/ Автор прямо-таки «брыжжет»
ядом по поводу того, что лучше читать об искусстве в учебниках и у философов.
Да, это бесспорно так, но Гришковец и не претендует на истину, он пишет о своих
ощущениях и рассказывает о своем понимании, и даже прекрасно, что его понимание
перекликается с Платоном или Шопенгауэром (да, мы тоже эти фамилии знаем).
Гришковец делает свое дело. Он дает представление о сложных понятиях «простым»
читателям, которые не будут читать учебники по искусствоведению и философии. Но
если кто-то потом и заглянет в них после чтения «Писем к Андрею», то это
здорово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий