10 книг об искусстве почти для всех


10 книг об искусстве, которые можно рекомендовать почти всем
Путешествуя по сайтам, где говорят и пишут о книгах, наткнулась на очень любопытный список книг, которые рекомендует в своем разделе "Художества" Галина Бредихина. Прошу ознакомиться, вдруг глаз за что-то зацепится.

Марина Перчихина. «Чтение белой стены». 2011


Когда удивительно твердые принципы обнаруживают себя только по серьезному поводу, это вызывает уважение. Как теоретик и куратор некоммерческой галереи Spider&Mouse Марина Перчихина (Мышь) вместе с Игорем Иогансоном (Пауком) – давно уже неотъемлемая часть московского художественного ландшафта. Но Марина, кроме того, - интересная художница, которая почему-то до сих пор не считала это серьезным поводом для публичного представления своих работ. Не до себя. Книга про чтение стены – попытка  обобщить собственный опыт театрального художника, акционистки, видеохудожницы, медийного теоретика, куратора и редактора. Увлечение буддизмом и вегетарианство... Привязанность к кошкам – их уже двадцать, и кажется, это для них выстроен оригинальный дом в самом живописном месте Плещеева озера. Неприязнь к театру, но интерес к резкому переключению самых разных стилей художественной речи от аналоговой видеозаписи до автоматического письма… Размышления о музее во время ловли блох… Вавилонская яма, похороны ботинок, эксгумация сапог… Многое сошлось вместе, чтобы получилась эта внежанровая книжка.

Александр Раппапорт.  «Девяносто девять писем о живописи». 2004


Все 99 писем адресованы Олегу Генисаретскому, доктору искусствоведения, философу и мистику. Посвящены они исключительно живописи, но в широком диапазоне от тактильности картины по Флоренскому до ее отношений с дизайном, рекламой и компьютером. Цвет и свет, их алхимия и кухня, как ведет себя гора Святой Виктории на пейзажах Сезанна и как авангард противоречит себе, претендуя на новизну и универсальность одновременно…  Почти сто неожиданных поворотов в разговоре на самую традиционную тему. Если вас интересует живопись и язык, на котором один философ может так долго писать о ней другому философу (даже если последний ни разу ему не ответил), то книга непременно станет для вас настольной, как для меня.





Виктор Тупицын. «Глазное яблоко раздора: беседы с Ильей Кабаковым». 2006


Если вас интересует современное искусство и язык, на котором философ, математик (к тому же  поэт) может долго говорить о нем с самым известным в мире русским художником, то книга порадует вас диапазоном тем и сюжетов. Кстати, и здесь можно прочесть о поведении горы Святой Виктории на пейзаже Сезанна. Но главная героиня книги – конечно, тотальная инсталляция Кабакова, изобретение особого пространства, которое вводит зрителя внутрь себя и вынуждает пережить все, что затеял автор.


Даниель Бирнбаум. «Хронология». 2007


Книга о новомедийном искусстве, преимущественно о видеоарте.  Книжечка совсем тоненькая, но предлагает самые главные ориентиры.  Автор  и сам вполне знаменит (между прочим, был сокуратором двух Московских биеннале) и пишет о знаменитых видеоартистах. Если вы не видели проектов ни одного из упомянутых Бирнбаумом героев, не огорчайтесь. Глядишь, удастся еще посмотреть их в следующих выпусках Московского биеннале. Господи, да их в сети можно найти! Забываю, в какое медийное время живем.



Никита Алексеев. «Ряды памяти». 2008

Воспоминания одного из самых интеллектуальных наших художников  о жизни богатой событиями, знакомствами, городами и странами. Изящная даже в своей старательной простоте и  очень грустная книга. В ней много вернисажей и всяких причудливых пирушек, но практически бесстрастная регистрация событий художественной жизни выглядит сплошным потоком горьких истин. Нечастое сочетание. Открываю книгу на любой странице, читаю: «Вот и веселились, как могли. Летом ездили к Коле Козлову, он тогда жил рядом с Серебряным Бором, у него была надувная лодка, а я и свою отвез к нему. По ночам компаниями катались по каналу и по протокам вокруг Сербора, а гремевшая по Москве Жанна Агузарова (тогда она себя называла Иванной Андерс) убеждала меня, что я точь-в-точь похож на Дэвида Боуи, и по просьбе публики «орала орлом». Над темной водой разносился дикий клекот»…

Екатерина Вязова. «Гипноз англомании». 2009

 Англомания в России рубежа XIX –XX веков нашла исследователя, которого давно заслуживала.  Книга Вязовой – серьезный научный труд, но  читать его - большое удовольствие. Не только потому, что она легко и приятно написана, но потому, что интрига книги выглядит неожиданно и остро. Оказывается, именно английская культура стала материалом, с которым соотносили себя российские западники и славянофилы в поисках российской же идентичности.  Именно Англия, оказывается, стала для тех и других «зазеркальным двойником», то есть  чужое-английское помогло понять себя строго в соответствии со словами Алисы: «Все так же, как у нас, только наоборот».  Богатый фактический материал книги касается изобразительного искусства, литературы и таких явлений, как эстетство и дендизм.

 «Дураки едят пироги. О Михаиле Рогинском». 2009


 Воистину титанический труд составителей и редактора - почти 800 страниц с указателями, перекрестными ссылками и идеальным переводом устного языка на письменный. Вы узнаете обо всех говорящих о Михаиле Рогинском, художниках и его близких, не меньше, чем  о самом Рогинском. А о нем вы узнаете почти все. Если пока ничего не знаете, то просто скажу,  что Михаил Рогинский – великий российский художник, который умер в Париже в 2004 году…



Юрий Альберт. «Что я видел». 2011

 Книга того самого лауреата премии Кандинского Ю.Ф. Альберта, который «все выделяемое им тепло с давних пор отдает людям» (была у него в юности работа с таким названием). А видел он сны. Написал не обо всех, конечно, а только о тех, что касаются искусства. Даже если вы не знаете ни одного из героев снов, не огорчайтесь. Они все равно тут себе не равны. И сновидческие ситуации, в которых они себя обнаруживают, не имеют ничего общего с реальными. Гениального художника Ивана Чуйкова, например, никто не арестовывал, и не сидел он ни за какой стеклянной дверью, пока Юра якобы просил смягчения условий его содержания. Но все равно я очень люблю эту книжку и читаю на ночь с любого места. Юра – истинный гурман слова и сновидения. (Что-то никак не наткнусь снова на сон, где употреблено слово «прекрасненький». Хочу вспомнить, что именно Юра так определил. Не думаю, что мне это приснилось).


«Невыразимо выразимое. Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте». 2013


Экфрасис – литературное описание произведения изобразительного искусства, известное с античных времен и популярное именно тогда. В сборник вошли материалы научной конференции об этом понятии. Честно говоря, я не разобралась, нужно ли вернуть в широкий культурный обиход подзабытое слово, но богатый обсуждаемый материал делает эту книгу источником приятного времяпрепровождения для истинных энциклопедистов и просто любителей разнообразных культурных сведений.


«Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960 -2006)». 2013

Сборник из авторских текстов художника Алексея Исаева и искусствоведа Ольги Шишко, а также статей и воспоминаний их единомышленников и оппонентов - известных художников и теоретиков новомедийного искусства, московских и питерских.  Книга дает представление о том, что происходило в нашем искусстве в 90-е годы с приходом новых медиа. Сегодня «медиа» уже не газеты с журналами, а совокупность всех средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации, а также синоним «новых медиа в искусстве». А они в свою очередь – совокупность нетрадиционных для изобразительного искусства средств, связанных с глобальной компьютеризацией. Российское новомедийное искусство в 90-е имело весьма специфические черты. На Западе его низкая технологичность воспринималась как русский стиль и очередная тайна русской души.  Перестройка и небывалые возможности открытого общества, влияние концептуализма и взрыв акционизма, отсутствие каких-либо средств, кроме денег Сороса, плюс естественное желание сохранить в искусстве собственный язык – все это надолго определило особенности искусства новых медиа в Москве и Санкт-Петербурге. Частная история художника Алексея Исаева, рано ушедшего из жизни – это еще и история активно работающих сегодня институций МедиаАртЛаб и Медиа Форум (структурная часть Московского кинофестиваля), отцом-основателем которых он был. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий