10 книг об искусстве,
которые можно рекомендовать почти всем
Путешествуя по сайтам, где говорят и пишут о книгах, наткнулась на очень любопытный список книг, которые рекомендует в своем разделе "Художества" Галина Бредихина. Прошу ознакомиться, вдруг глаз за что-то зацепится.
Марина
Перчихина. «Чтение белой стены». 2011
Когда удивительно
твердые принципы обнаруживают себя только по серьезному поводу, это вызывает
уважение. Как теоретик и куратор некоммерческой галереи Spider&Mouse Марина
Перчихина (Мышь) вместе с Игорем Иогансоном (Пауком) – давно уже неотъемлемая
часть московского художественного ландшафта. Но Марина, кроме того, -
интересная художница, которая почему-то до сих пор не считала это серьезным
поводом для публичного представления своих работ. Не до себя. Книга про чтение
стены – попытка обобщить собственный
опыт театрального художника, акционистки, видеохудожницы, медийного теоретика,
куратора и редактора. Увлечение буддизмом и вегетарианство... Привязанность к
кошкам – их уже двадцать, и кажется, это для них выстроен оригинальный дом в
самом живописном месте Плещеева озера. Неприязнь к театру, но интерес к резкому
переключению самых разных стилей художественной речи от аналоговой видеозаписи
до автоматического письма… Размышления о музее во время ловли блох… Вавилонская
яма, похороны ботинок, эксгумация сапог… Многое сошлось вместе, чтобы
получилась эта внежанровая книжка.
Александр
Раппапорт. «Девяносто девять писем о
живописи». 2004
Все 99 писем адресованы
Олегу Генисаретскому, доктору искусствоведения, философу и мистику. Посвящены
они исключительно живописи, но в широком диапазоне от тактильности картины по
Флоренскому до ее отношений с дизайном, рекламой и компьютером. Цвет и свет, их
алхимия и кухня, как ведет себя гора Святой Виктории на пейзажах Сезанна и как
авангард противоречит себе, претендуя на новизну и универсальность
одновременно… Почти сто неожиданных
поворотов в разговоре на самую традиционную тему. Если вас интересует живопись
и язык, на котором один философ может так долго писать о ней другому философу
(даже если последний ни разу ему не ответил), то книга непременно станет для
вас настольной, как для меня.
Виктор
Тупицын. «Глазное яблоко раздора: беседы с Ильей Кабаковым». 2006
Если вас интересует
современное искусство и язык, на котором философ, математик (к тому же поэт) может долго говорить о нем с самым
известным в мире русским художником, то книга порадует вас диапазоном тем и
сюжетов. Кстати, и здесь можно прочесть о поведении горы Святой Виктории на пейзаже
Сезанна. Но главная героиня книги – конечно, тотальная инсталляция Кабакова,
изобретение особого пространства, которое вводит зрителя внутрь себя и
вынуждает пережить все, что затеял автор.
Даниель Бирнбаум. «Хронология». 2007
Книга о новомедийном
искусстве, преимущественно о видеоарте.
Книжечка совсем тоненькая, но предлагает самые главные ориентиры. Автор
и сам вполне знаменит (между прочим, был сокуратором двух Московских
биеннале) и пишет о знаменитых видеоартистах. Если вы не видели проектов ни
одного из упомянутых Бирнбаумом героев, не огорчайтесь. Глядишь, удастся еще
посмотреть их в следующих выпусках Московского биеннале. Господи, да их в сети
можно найти! Забываю, в какое медийное время живем.
Никита
Алексеев. «Ряды памяти». 2008
Воспоминания одного из
самых интеллектуальных наших художников
о жизни богатой событиями, знакомствами, городами и странами. Изящная
даже в своей старательной простоте и
очень грустная книга. В ней много вернисажей и всяких причудливых
пирушек, но практически бесстрастная регистрация событий художественной жизни
выглядит сплошным потоком горьких истин. Нечастое сочетание. Открываю книгу на
любой странице, читаю: «Вот и веселились, как могли. Летом ездили к Коле
Козлову, он тогда жил рядом с Серебряным Бором, у него была надувная лодка, а я
и свою отвез к нему. По ночам компаниями катались по каналу и по протокам
вокруг Сербора, а гремевшая по Москве Жанна Агузарова (тогда она себя называла
Иванной Андерс) убеждала меня, что я точь-в-точь похож на Дэвида Боуи, и по
просьбе публики «орала орлом». Над темной водой разносился дикий клекот»…
Екатерина
Вязова. «Гипноз англомании». 2009
«Дураки едят пироги. О Михаиле Рогинском».
2009
Юрий
Альберт. «Что я видел». 2011
«Невыразимо
выразимое. Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном
тексте». 2013
Экфрасис – литературное
описание произведения изобразительного искусства, известное с античных времен и
популярное именно тогда. В сборник вошли материалы научной конференции об этом
понятии. Честно говоря, я не разобралась, нужно ли вернуть в широкий культурный
обиход подзабытое слово, но богатый обсуждаемый материал делает эту книгу
источником приятного времяпрепровождения для истинных энциклопедистов и просто
любителей разнообразных культурных сведений.
«Мифология
медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960
-2006)». 2013
Сборник из авторских
текстов художника Алексея Исаева и искусствоведа Ольги Шишко, а также статей и
воспоминаний их единомышленников и оппонентов - известных художников и
теоретиков новомедийного искусства, московских и питерских. Книга дает представление о том, что
происходило в нашем искусстве в 90-е годы с приходом новых медиа. Сегодня
«медиа» уже не газеты с журналами, а совокупность всех средств аудио-, теле- и
визуальной коммуникации, а также синоним «новых медиа в искусстве». А они в
свою очередь – совокупность нетрадиционных для изобразительного искусства
средств, связанных с глобальной компьютеризацией. Российское новомедийное
искусство в 90-е имело весьма специфические черты. На Западе его низкая
технологичность воспринималась как русский стиль и очередная тайна русской
души. Перестройка и небывалые
возможности открытого общества, влияние концептуализма и взрыв акционизма,
отсутствие каких-либо средств, кроме денег Сороса, плюс естественное желание
сохранить в искусстве собственный язык – все это надолго определило особенности
искусства новых медиа в Москве и Санкт-Петербурге. Частная история художника
Алексея Исаева, рано ушедшего из жизни – это еще и история активно работающих
сегодня институций МедиаАртЛаб и Медиа Форум (структурная часть Московского
кинофестиваля), отцом-основателем которых он был.
Комментариев нет:
Отправить комментарий