[Дикой Борису:]
«Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!»
(А.Н.
Островский. Гроза)
Я
неслучайно вынес в качестве эпиграфа реплику из пьесы, на первый взгляд, не
относящуюся к содержанию представляемой книги. Но для нас слово «иезуит» стало
ругательным. Это так. А каковы были иезуиты на самом деле?
На
этот вопрос даёт ответ Генрих Бёмер (1869 – 1927) – профессор Боннского,
Марбургского и Лейпцигского университетов.
Приведу
два факта, которые меня поразили. Первый – государство иезуитов в Парагвае.
Коммунистические общины, управляемые двумя-тремя отцами-иезуитами. Всё, в чем
нуждается индеец, он находит в изобилии в магазинах. Воскресенье и
многочисленные праздники – дни безусловного отдыха. И богослужение, и работу
всегда сопровождает музыка. Смертная казнь неизвестна в этой стране… Не
подобные ли мечты обуревали строителей коммунизма в СССР? Не построили ли рай
на земле иезуиты? Или это был чисто внешний массовый успех? Ведь индеец остался
дикарем в культурном плане, воспринимался не как воспитанный человек, а как выдрессированное
животное. «Тешатся масштабами. Веруют в размеры. / Разуются милостям, долдонят
в барабан… / Это – нянчит отпрысков великая химера, / Это – их баюкает стальной
Левиафан» (Даниил Андреев. Русские боги).
Второй
факт. Мораль иезуитов. Игра в слова. Есть заповедь «Не убий». Но, с точки
зрения иезуита, не всякий, кто убивает человека, преступает эту заповедь. Есть
заповедь «Не прелюбодействуй». Но иезуитская мораль может составить целое
руководство для неверных жен. Ложь и лицемерие в квадрате. Перед другим
человеком и перед Богом.
Как
же всё это сочетается? Ложь и просвещение. Человеколюбие и насилие. Торговля и
бескорыстие. Как сложить все эти разрозненные пазлы, чтобы явилась цельная
картина? Может быть, всё дело в основателе Общества Иисуса – испанском рыцаре,
не всегда склонном к благочестию, но вдруг предавшемся аскезе?.. Если вы
раскроете книгу Генриха Бёмера, то на первых же её страницах сможете
познакомиться с Игнатием Лайолой во всей красе.
Книга
Генриха Бёмера не оставит равнодушными всех, кто интересуется историей
христианской церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий