«Читатели, вот книга, перед которой вы
будете бессильны сопротивляться. Браво и бис!»
М. Дж. Роуз
«Колокола умолкают, когда звучит голос ангела.
Гениальность дарует славу, а любовь придает смысл
всему»
(Из аннотации к
книге)
«Меня растил человек, который, как мне
видится, не мог быть моим отцом» - так начинается примечание для читателя к
началу романа. Николаю, написавшему эту фразу, не была известна тайна его
рождения, и только после смерти отца, среди оставленных вещей он находит кипу
бумаг и находит в них то, что так давно хотел узнать.
Прием публикации чьих-либо дневников,
используемый автором, не нов, но все
подобные книги, неизменно мне нравились, от этой, же я пришла в восторг! Книга
покорила сразу же. В таких случаях всегда немного поражаюсь, как, не зная ни отзывов
о книге, не зная ничего об авторе, чуть ли - не наугад взяв с библиотечной
полки почитать и получить настоящее читательское наслаждение!
Перед нами история жизни Мозеса Фробена, рассказанная
им самим. Родившись от глухонемой деревенской дурочки и злого священника, не имевший имени, почти до
четырех лет не умевший ни говорить, ни
читать, ни писать, по прихоти священника обреченный на смерть, но спасенный монахами,
мальчик оказался властелином звуков и обладателем ангельского голоса. Еще
ребенком он находил дорогу по бульканью воды, пению петухов, лаю собак и других
звуков. Мог незаметно прокрасться в любой деревенский дом и стащить из кладовки
еду для матери и себя.
А начиналось все с колокола, сделанного из
гнутых лопат, граблей, старых котлов и всех ненужных в быту вещей. Его мать
звонила в этот колокол, издававший самые жуткие и грозные звуки, он сам родился
на колокольне. Вся жизнь его от рождения до триумфа оперного певца оказалась окутана атмосферой
колокольных звонов.
Спасенного из реки мальчика, монахи
- сластолюбец, но необыкновенно добрый Николай и книжный червь Ремус - забирают
с собой в монастырь. И именно там открываются его таланты: слух и голос. Но поет
он не только в церковном хоре, но и за пределами стен монастыря. В одном из
самых богатых домов он знакомится с Амалией, девочкой, ставшей любовью всей его
жизни. История стара, как мир, богачка и бедняк не могут быть вместе. Ее
обманывают, говоря, что Мозес умер, и выдают замуж за богатого; его, по
прихоти церковного регента, вероломно,
чтобы сохранить поразительную красоту голоса, кастрируют.
В XVII и XVIII веках кастраты
были столь неотъемлемой частью музыкальной жизни, что никто в них ничего не
обычного не видел. Кто-то из певцов сам соглашался на подобную процедуру, так
как музыка и карьера оказывались важнее любых моральных соображений. Но для
Мозеса это стало личной трагедией. Только по одной внешности, довольно
женственной, можно было легко различить кастрата, в музыкальной среде, да и не
только, их называли по-итальянски « musico».
Несмотря на
увечье, подлинные чувства к Амалии помогли ему бежать из монастыря, добраться
до Вены, чтобы там разыскать ее.
Но роман не
только о любви. Здесь есть и по-мушкетерски преданная дружба, и интересное
историческое описание Вены XVII века.
Строительство Штаудаховской церкви и потрясающая опера Глюка – бессмертные символы
той эпохи. Есть и моменты, когда невозможно не улыбнуться. Без улыбки нельзя
читать про описание деталей театральной механики и жизни под сценой театра еще
одного друга Мозеса Тассо. Герою помогают не только друзья, а и реальное
историческое лицо – композитор Кристоф Глюк с его оперой «Орфей и Эвридика».
У романа нет «хэппи
энда», когда все действующие лица вместе и счастливы. На мой взгляд, финал
романа - грустный, но отнюдь не мрачный. А его герой Мозес - в дальнейшем это
прославленный Ло Свиццеро (Швейцарец), который выступает на величайших оперных
сценах Европы, голос которого может
заставить рыдать публику, а дам падать в обморок, - все-таки обрел свое
счастье.
А еще, книга
настолько наполнена музыкой, что думаю, у прочитавшего ее появится желание
узнать подробнее об оперных певцах и
музыкальной жизни той эпохи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий