2015-01-13

Эля Хакимова «Дело княжны Саломеи»


«Это конгениально».
(Слова, под которыми готов подписаться и я)









2015 год объявлен в России Годом литературы. Поэтому я посчитал, что невозможно пройти мимо представленной книги, буквально наполненной литературными аллюзиями и ассоциациями.








Эля Хакимова уже знакома нам по роману «Комната Страха», который называют литературным сюрпризом, «изящной мелодрамой в обёртке детектива, перевязанной лентой исторической авантюры». И вот новый «изящный роман», вошедший в книжную серию «Детектив серебряного века», которая, как, кстати, и само произведение Эли Хакимовой, пользуется у читателей известной популярностью.
Итак, «изящный роман» Эли Хакимовой переносит нас в 1906 год, где говорят «однако же…» и «но позвольте-с…», юноши в студенческой тужурке оказываются футуристами по убеждению, а курсистки возят прокламации крестьянам и собирают окурки за своим поэтическим кумиром.
Но кто же главные герои?
Это Максим Максимович Грушевский, человек Александровской эпохи, либерал и гуманист, и Иван Карлович Тюрк, худощавый, как молодой Дон Кихот. Говоря о втором герое, не удержусь от цитаты: «Этим экземпляром несколько лет занимался один швейцарский психиатр, у которого бедолага и жил. И вот наш идиот возвращается, так сказать, на родину, а родственники опасаются, как бы он здесь чего не учудил, с непривычки к родному воздуху».
Теперь посчитаем аллюзии.
1). Эти два компаньона ведут следствие, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Артур Конан Дойл).
2). Имя и отчество Максим Максимович отсылает нас к «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова («Максим Максимыч», помните?), да и фамилия опять же созвучна лермонтовскому персонажу (Грушевский/ Грушницкий).
3). Цитата вызывает ассоциации с романом Ф.М.Достоевского «Идиот».
4). Иван Карлович Тюрк сравнивается с Дон Кихотом (Мигель де Сервантес).
Но это еще не все. Например, стильный антураж царской эпохи – это по-акунински. И фраза «Это конгениально», которую произносит студент Коля, тоже не просто так. А имя жены Максима Максимовича Грушевского – Пульхерия?..
Впрочем, не будем увлекаться. Детектив – это интрига, криминальная загадка, а не просто литературное эстетствование. В озере находят труп одной из первых красавиц Петербурга, исчезнувшей в день свадьбы. Убийство, окруженное мистикой. Загадочная записка: «Пришли гуляти на свадебке,  а будете искати беса. Цорная роза не спасет, а альпа риза у ереси не уводит…» В общем, по оригинальному определению одного из героев, «сущая белиберда», которую, однако ж, требуется разгадать.
Постскриптум.
Если даже вы, как и одна из моих знакомых, вдруг разгадаете, кто убийца, раньше, чем закончится роман, – это совсем не беда. Это Агата Кристи считала, что «вся соль хорошего детектива состоит в том, чтобы подозреваемый в убийстве не казался читателю таковым», поэтому и уводила порой читателя «по ложному следу». Но стоит ли её копировать? И разве не приятно, когда автор даёт благородную возможность польстить себе в том, что читатель с определенной страницы произведения оказывается «умнее» писателя и всех его персонажей, еще пребывающих в неведении?


1 комментарий:

  1. Интересное описание! Захотелось почитать, добавлю в список "хочу прочитать", Спасибо!

    ОтветитьУдалить