«Это конгениально».
(Слова, под которыми готов
подписаться и я)
2015 год
объявлен в России Годом литературы. Поэтому я посчитал, что невозможно пройти
мимо представленной книги, буквально наполненной литературными аллюзиями и
ассоциациями.
Эля
Хакимова уже знакома нам по роману «Комната Страха», который называют
литературным сюрпризом, «изящной мелодрамой в обёртке детектива, перевязанной
лентой исторической авантюры». И вот новый «изящный роман», вошедший в книжную серию
«Детектив серебряного века», которая, как, кстати, и само произведение Эли
Хакимовой, пользуется у читателей известной популярностью.
Итак,
«изящный роман» Эли Хакимовой переносит нас в 1906 год, где говорят «однако
же…» и «но позвольте-с…», юноши в студенческой тужурке оказываются футуристами
по убеждению, а курсистки возят прокламации крестьянам и собирают окурки за
своим поэтическим кумиром.
Но
кто же главные герои?
Это
Максим Максимович Грушевский, человек Александровской эпохи, либерал и гуманист,
и Иван Карлович Тюрк, худощавый, как молодой Дон Кихот. Говоря о втором герое,
не удержусь от цитаты: «Этим экземпляром несколько лет занимался один
швейцарский психиатр, у которого бедолага и жил. И вот наш идиот возвращается,
так сказать, на родину, а родственники опасаются, как бы он здесь чего не
учудил, с непривычки к родному воздуху».
Теперь
посчитаем аллюзии.
1).
Эти два компаньона ведут следствие, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Артур
Конан Дойл).
2).
Имя и отчество Максим Максимович отсылает нас к «Герою нашего времени»
М.Ю.Лермонтова («Максим Максимыч», помните?), да и фамилия опять же созвучна
лермонтовскому персонажу (Грушевский/ Грушницкий).
3).
Цитата вызывает ассоциации с романом Ф.М.Достоевского «Идиот».
4).
Иван Карлович Тюрк сравнивается с Дон Кихотом (Мигель де Сервантес).
Но
это еще не все. Например, стильный антураж царской эпохи – это по-акунински. И
фраза «Это конгениально», которую произносит студент Коля, тоже не просто так.
А имя жены Максима Максимовича Грушевского – Пульхерия?..
Впрочем,
не будем увлекаться. Детектив – это интрига, криминальная загадка, а не просто
литературное эстетствование. В озере находят труп одной из первых красавиц
Петербурга, исчезнувшей в день свадьбы. Убийство, окруженное мистикой.
Загадочная записка: «Пришли гуляти на свадебке,
а будете искати беса. Цорная роза не спасет, а альпа риза у ереси не
уводит…» В общем, по оригинальному определению одного из героев, «сущая
белиберда», которую, однако ж, требуется разгадать.
Постскриптум.
Если даже вы, как и одна из моих знакомых, вдруг
разгадаете, кто убийца, раньше, чем закончится роман, – это совсем не беда. Это
Агата Кристи считала, что «вся соль хорошего детектива состоит в том, чтобы
подозреваемый в убийстве не казался читателю таковым», поэтому и уводила порой
читателя «по ложному следу». Но стоит ли её копировать? И разве не приятно,
когда автор даёт благородную возможность польстить себе в том, что читатель с
определенной страницы произведения оказывается «умнее» писателя и всех его
персонажей, еще пребывающих в неведении?
Интересное описание! Захотелось почитать, добавлю в список "хочу прочитать", Спасибо!
ОтветитьУдалить