Кто
может понять сложный сердечный механизм
женщины Серебряного века?
(Б.
Носик)
Борис Михайлович Носик – русский
писатель и литературовед, с 1982 года живший во Франции. В сфере его интересов
был и феномен Серебряного века русской литературы.
Женщины Серебряного века… Поэтессы и
дерзкие авантюристки, музы и подвижницы.
Автор относится к персонажам своей книги
неоднозначно, порой иронизирует, иногда недоумевает и даже негодует.
Но есть на страницах его книги такие
образы, которыми он восхищается.
Светлейшая княгиня Софья Алексеевна
Волконская… Ее добрачная фамилия – Бобринская.
Софи окончила Женский медицинский
институт, стала хирургом, а также получила диплом… пилота, сдав экзамены в
Гатчинской летной школе.
Началась Первая мировая война, и врач –
княгиня Долгорукая (такой стала ее фамилия в первом браке) – отправилась на
фронт, где едва ли не с первых дней войны оказалась «среди крови, криков боли,
страданий – в госпиталях Красного Креста, на передовой».
Софья Алексеевна Волконская (фамилия во втором браке) часто в своей жизни
балансировала на краю пропасти: и когда была на фронте, и когда тайно
пробиралась в Россию, чтобы спасти мужа, и когда в Париже села за баранку
ночного такси, чтобы кормить семью…
В 1934 году вышла ее книга «Горе
побежденным», которую Б. М. Носик назвал одной «из удивительных книг мемуарной
русской прозы».
Мать Мария… Это последнее имя героини, которая
родилась в семье директора Никитского сада в Крыму Юрия Пиленко. Ее назвали
Лизой.
Пройдет совсем немного времени, и она начнет
писать стихи, увлечется революционной борьбой – примкнет к фракции эсеров.
Множество испытаний выпало на долю
Елизаветы, и однажды она решила принять монашеский сан и взять имя Мария.
Живя в оккупированном немцами Париже, «
мать Мария бросилась в опасную борьбу за жизнь против человекоубийства». Вместе
с помощниками она прятала евреев, изготовляла для них фальшивые документы.
Была арестована, а затем – сожжена в
печи нацистского лагерного крематория…
Прекрасные судьбы, и, знаете, на их фоне меркнут искания
творческой (чаще – околотворческой) богемы. И, по-моему, также считает автор
книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий