– Поднимайся, старый
жирный урод! – крикнула я.
– Разве ты называла его
уродом? – удивился Огастус.
– Не порть мне сцену, – сказала я.
Меня
всегда поражало в творчестве моего любимого писателя Э.М.Ремарка бессилие
героев перед болезнью. Исключение только в романе «Жизнь взаймы, или Небо не
знает фаворитов». Там не всё так трагично. В других же случаях страшные болезни
(туберкулез, рак) уносят жизни знакомых, близких, любимых. Поэтому книгу Джона
Грина я не хотел читать, несмотря на обложку жизнеутверждающего зелёного цвета.
Но как-то так получилось: начал читать – и втянулся.
Главной
героине романа – шестнадцать. Она насмешлива. Ведёт рассказ, выражаясь зло,
едко и ядовито. Еще бы! В шестнадцать-то лет. Да еще эта болезнь…
–
Меня зовут Хейзел, – говорит она. – Шестнадцать. Первичная локализация в
щитовидке и старые, но внушительные метастазы в легких. У меня все о’кей!
Итак,
перед нами девушка-подросток, которая немногим старше, чем шекспировская
Джульетта. А если есть Джульетта, то Ромео обязательно найдется. И его зовут
Огастус.
Но
проблемы Хейзел и Огастуса связаны не с враждой старинной двух родов. Такая
вражда была бы цветочками. Увы, Огастус также страдает тяжелой болезнью.
Однако
Хейзел и Огастус не собираются сдаваться. Они бросают вызов судьбе. Тем более
что любовь вроде бы как всепобеждающая сила.
– Ты такой красивый, – сказала я, не убирая руку с
его ноги.
– Я начинаю думать, что ампутированные конечности –
твой фетиш, – ответил он, целуя меня.
– Мой фетиш – Огастус Уотерс, – сказала я.
Впрочем,
вряд ли эта история, наполняясь лиричностью, превращается в «сопли на глюкозе»,
дарующие катарсис здоровому человеку, вдруг ощутившему сопричастность к
«безбарьерной среде» с инвалидами и онкобольными. Притом с абсолютно верными
акцентами и с политкорректными формулировками для всех духовно страждущих
читателей и социально активных граждан.
Отнюдь.
И чёрта с два. Хотя сама история – трогает. Но это не мелодрама, а
трагикомедия. На мой взгляд.
Жёстко
сказал? Научился у Хейзел, которая не лишена прагматичности и логичности.
Недаром в любовном письме она чертит круги Эйлера (Дражайший Огастус… и далее наглядно: вот круг с девственниками, а
вот кружочек с семнадцатилетними одноногими парнями), да и рассуждения о жизни
подтверждает пирамидой Маслоу.
Подростки
– трудная половозрастная категория. Свои чувства они могут выражать без излишних
сантиментов. (Смотрите эпиграф. Впрочем, это не всерьез.) И что еще?
«Что
еще? Она такая красивая. На нее невозможно наглядеться. Не нужно волноваться,
что она умнее меня: я и так знаю, что умнее. И я своим выбором доволен.
Надеюсь, она тоже», – написал Огастус.
«Правильно
надеешься», – ответила Хейзел. Сама себе. Не сказав ему об этом лично.
Может
ли закончиться эта история хорошо? Это вы узнаете из книги. Финал, как и
смерть, лишь мгновение, разделяющее до и после. В данном случае – до и после
прочтения.
Так
побеждает ли любовь смерть?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий